Любой национальный проект или программа, которые реализуются за бюджетные деньги, всегда находятся под пристальным вниманием общественности. Ведь есть риск того, что средства разворуют и проект окажется провальным. Но в компании Samruk-Kazyna Construction, которая является оператором нового национального проекта «Комфортная школа», неоднократно заявляли, что контроль за каждым потраченным тенге будет жестким, а все коррупционные риски будут устранены. Ведь речь идет о детях, о нынешних и будущих учениках, для которых, собственно, и построят эти комфортабельные школы.

Начали в компании с самых основ - тотального контроля на этапе конкурсных процедур. Заместитель Председателя Правления Samruk-Kazyna Construction Габит Малгаздаров рассказал, что для соблюдения прозрачности в определении поставщиков в компании разработали платформу, которая на сегодняшний день успешно функционирует. Свои заявки потенциальные поставщики подавали на этом портале в электронном виде. Также была создана комиссия из 44 человек: 

  • конкурсная комиссия - 13 человек;
  • экспертная комиссия - 21 человек;
  • наблюдатели - 10 человек.

В список наблюдателей вошли члены общественных советов Министерства просвещения, ФНБ «Самрук-Казына», НПП «Атамекен» и представители акиматов Астаны, Акмолинской и Карагандинской областей. Наблюдателям предоставили доступ к порталу.

«Они в любое время могут зайти, скачивать документы и сверять с нашими итогами. Если они заметят какие-либо нарушения, то могут в письменном виде обратиться к SK Construction, и компания сразу начнет устранять недочеты. Пока никаких нарушений не зафиксировано, обращений не поступало. Поэтому я считаю, что на сегодняшний момент прозрачность определения поставщиков обеспечена, коррупционные риски однозначно исключены», - заверил Малгаздаров.

 

Как будут контролировать процесс строительства?

С февраля текущего года функционирует информационная система, где в режиме онлайн можно следить за реализацией проекта от начала до конца. Платформа позволяет отслеживать процесс строительства, начиная с сбора исходных данных. ИС разработали не "для галочки". Там уже заполняются сведения по выделению земельных участков и сбору необходимых документов. Когда начнется проектирование и строительство школ, можно будет отследить, идет ли разработчик проекта по графику. В случае, если подрядчик не успевает или отстает по каким-либо видам работ, система будет информировать. 

«Дистанционно мы можем в любой момент, 24/7, наблюдать за каждым объектом по системе видеонаблюдения. Она позволяет отслеживать все: ведутся ли работы на объекте, каким образом ведутся, соблюдается ли техника безопасности и охрана труда. В этой информационной системе есть журналы авторского технического надзора. Ее заполняют в электронном формате и подписывают ЭЦП. Также генеральный подрядчик будет заполнять отчеты по производству работ. И, естественно, в системе мы будем размещать все платежные документы и акты выполненных работ, то есть будет видно, какую сумму получил подрядчик и что фактически выполнил», - пояснил заместитель председателя Правления Samruk-Kazyna Construction.

Можно даже отследить, добросовестно ли ведет себя поставщик по отношению к своим субподрядчикам. Это также исключает коррупционные риски. Даже в случае, если поставщик не выполняет условия, у оператора нацпроекта есть подушка безопасности. При выдаче аванса SK Construction требует от поставщиков предоставить банковскую гарантию от 10 до 50%.

"Имея эту банковскую гарантию, мы можем говорить о том, что этот проект не будет провальным", - сказал Малгаздаров.

 

«Ни о каком лобби речи не идет»

 

В компании уверены, что чтобы построить учебные заведения качественно и своевременно, нужно определить круг потенциальных поставщиков, имеющих большой опыт в строительстве, в том числе и социальных объектов. Это отмечено в конкурсной документации. Одно из требований - финансовая устойчивость потенциального подрядчика. Габит Малгаздаров заверил, что ни о каком лобби крупных компаний речи не идет и не может идти. Он пояснил, что чтобы проект не провалился, нужны крупные поставщики. А у мелких поставщиков есть возможность объединяться в консорциумы.

 

«Мы говорим, если вы хотите участвовать в конкурсе, не обязательно идти одному. Мы сделали такие послабления и отчасти из-за этого продлевали конкурсные процедуры. То есть может быть не только одна крупная компания, но и консорциум нескольких мелких. Никакого лобби нет. Это все открыто, прозрачно. Поэтому неправильно говорить, что мы лоббируем чьи-то интересы. Это не соответствует действительности», - заключил он.

Блог Председателя