Текущий статус обсуждался в открытом формате с участием сторонних экспертов и представителей управления образования. В рамках заседания о ходе реализации национального проекта «Комфортная школа» председатель Правления АО «Samruk-Kazyna Construction» Маулен Айманбетов представил доклад, в котором осветил ключевые аспекты и актуальные результаты проекта.

Стало известно, что первые школы, построенные в рамках нацпроекта, будут сдаваться в эксплуатацию уже в начале учебного года. Согласно договорам, заключенным с подрядными организациями, срок ввода в эксплуатацию комфортных школ – 15 декабря текущего года. Однако, благодаря ЕРС-контрактам, позволяющим вести проектирование и строительно-монтажные работы параллельно, большинство объектов будут сданы раньше договорных сроков.

В своем докладе глава АО «Samruk-Kazyna Construction» сообщил, что на сегодняшний день в рамках нацпроекта ведется строительство 208 школ на 434 600 ученических мест. Из них 20 школ (на 57 000 мест) планируется сдать в эксплуатацию 1 сентября 2024 года, 17 школ (на 39 600 мест) – в конце сентября, 61 школа (на 109 400 мест) – в конце октября, 66 школ (на 131 000 мест) – 15 декабря текущего года. Сдача 44 школ (на 97 600 мест) переходит на 2025 год по различным причинам. Также по статусу получения заключения государственной экспертизы было сообщено, что на 169 объектов уже получены положительные заключения, а ПСД 39 объектов находятся на рассмотрении.

Наряду с этим на заседании было сообщено, что будет поспешностью говорить о каких-либо грубых срывах директивно установленных дедлайнов, поскольку нынешние темпы строительства комфортных школ в значительной мере опережают существующие нормативы. К примеру, если по утвержденным нормативным требованиям на строительство общеобразовательной школы на 2000 мест, расположенной в мкр. Кендала г. Караганда дается срок в 28 месяцев, по директивным – 18 месяцев, а по факту данная школа построена за 9 месяцев. Или же если по регламенту на строительство 600-местной школы №97 вместо снесенной в г. Алматы ушло бы 18 месяцев, то в рамках нацпроекта потратили всего 10 месяцев. 

«Ни в одном государстве не воплощали в жизнь такой масштабный проект, никто не строил такое количество современных школ за 3 года. Мы должны понимать, что проект пилотный и возникновение определенных решаемых проблем, это – вполне нормальный рабочий процесс. Но хочу заверить, что надлежащее качество строительных работ – главный приоритет нашей работы. Безопасность детей – первоочередно и принимаются все меры для обеспечения их комфорта и защищенности. Мы взаимодействуюм со строительными организациями и отечественными товаропроизводителями, чтобы учесть все возможные аспекты для создания оптимальных условий обучения. Совместными усилиями мы не только строим здания, но и формируем будущее поколений, предоставляя доступ к качественному образованию в современных, безопасных и функциональных образовательных учреждениях», - подчеркнул Маулен Айманбетов.

В частности, во время заседания были рассмотрены вопросы касательно финансирования нацпроекта, отбора и квалификации подрядчиков, мониторинга качества и прозрачности строительства, качества и использования продукции отечественных товаропроизводителей, мер безопасности в комфортных школах, набора учителей и другого персонала, социальной помощи и создания инклюзивной безбарьерной среды.

Больше всего общественников интересовали вопросы качества строительства и мониторинга прозрачности передвижения выделенных средств, на что представители единого оператора дали исчерпывающий ответ. Так, в рамках нацпроекта АО «Samruk-Kazyna Construction» впервые в казахстанской строительной сфере ввело новую электронную платформу E-Qurylys, благодаря которой достигнуты открытость и прозрачнсть всего процесса строительства, а уполномоченные органы получили полный доступ ко всей документации в электронном формате. Несомненно, что платформа E-Qurylys позволила сэкономить время и упразднила бумажную волокиту.

Качество строительства контролируется специалистами технического надзора, которые мониторят соответствие работ требованиям, находясь непосредственно на самом объекте, и загружают отчетность в E-Qurylys.

Одним из ключевых вопросов, волновавших общественников стал вопрос обеспечения безопасности в комфортных школах. Спикеры отметили, что комфортные школы оборудованы современными системами безопасности, обеспечивающими уверенность родителей в защите своих детей. В учебных заведениях установлены камеры видеонаблюдения и системы контроля и управления доступом (СКУД).

Важен также и вопрос инклюзии: безбарьерному пространству для детей с особыми образовательными потребностями уделяется повышенное внимание. Входные группы, лестницы, пандусы, лифты и прочие удобства для детей с особыми потребностями проектируются согласно государственным нормативам (СП РК 3.06-101-2012 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»), в них учтено все для обеспечения необходимых удобств. Соблюдение этих нормативов и требований находится под строгим контролем экспертов технического и авторского надзоров.

Вместе с тем спикеры подчеркнули, что набором преподавателей и других работников в комфортные школы, комплектацией учениками активно занимаются местные исполнительные органы под руководством Министерства просвещения.

«Мы внимательно следим за реализаций национального проекта «Комфортная школа» и приветствуем готовность к обсуждению всех актуальных вопросов. Пилотный проект задает современные стандарты не только для школ общего образования, но и для всей строительной отрасли Казахстана, поэтому открытость и прозрачность - ключевые приоритеты в этом процессе», - подытожил председатель Общественного совета Болат Жамишев.

Напомним, национальный проект «Комфортная школа» была инициирована главой государства и направлена на решение таких вопросов, как ликвидация трехсменного обучения, дефицита мест и аварийных школ по всему Казахстану. По официальному прогнозу, к 2027 году число детей в стране увеличится до 8 млн. Прогнозный дефицит ученических мест на начало 2026 г. с учётом показателей рождаемости, урбанизации, внутренней миграции и износа зданий оценивается в 1 миллион 117 тысяч. Пилотный национальный проект «Комфортная школа» позволит значительно снизить этот дефицит.

Блог Председателя