Комфортные школы VS частные школы: почему это сравнение некорректно?
Недавняя дискуссия вокруг национального проекта «Комфортная школа», вызванная критическими замечаниями депутата Қазыбека Иса, высказанными на заседании Мажилиса Парламента, вновь подняла вопрос о критериях оценки эффективности государственных образовательных инициатив. Эти высказывания вызвали активное обсуждение среди казахстанцев, и участники дискуссии пришли к выводу, что общественность должна получить полную картину происходящего.
18 марта ответственные сотрудники единого оператора национального проекта «Комфортная школа» – АО «Samruk-Kazyna Construction» – по поручению главы правления прибыли в Шымкент, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. В рамках визита состоялась неформальная встреча с основателем полиязычного лицея «Auzhan KTL» Алимханом Абжановым, а также был проведён осмотр комфортной школы на 600 мест в микрорайоне Акжар и лицея.
Они проверили текущее состояние двух зданий, ознакомились с качеством строительства, проектными решениями и оснащением объектов, а также убедились в их соответствии требованиям. Кроме того, специалисты сравнили общие и отличительные черты двух школ, изучив их корпуса, спортивные площадки, лабораторное оборудование, мебель, наглядные пособия и технологическое оснащение.
Стороны осмотрели образовательные учреждения, обменялись мнениями и договорились продолжить сотрудничество в будущем. По итогам встречи стороны признали значительную разницу в затратах на строительство частных объектов и государственных зданий, возводимых в соответствии с законодательными требованиями, а также пришли к пониманию, что этот вопрос тесно связан с необходимостью поддержки отечественных производителей.
В этом контексте был сделан общий вывод о том, что само сравнение частных образовательных объектов со школами, построенными в соответствии с государственными требованиями, является некорректным.
«Отрадно, что в священный месяц Рамазан и в преддверии праздника Наурыз мы смогли обсудить все возникшие вопросы. Мы пришли к выводу, что как государственная, так и частная система имеют свои сильные стороны, а также важно обеспечивать разнообразие в образовательной системе страны», – сказал Алимхан Абжанов.
Также он добавил, что идея строительства учебных заведений в рамках национального проекта «Комфортная школа» заслуживает внимания:
«Казахстанские дети должны иметь возможность получать современное образование в комфортных условиях как в государственных, так и в частных школах».
В ходе визита региональный руководитель АО «Samruk-Kazyna Construction» по Туркестанской области Сакен Аширбаев отметил, что сравнение комфортных школ с частными образовательными организациями, такими как «Auzhan KTL», абсолютно некорректно.
«Концепция развития частных и государственных школ имеет ряд ключевых отличий, касающихся их целей, финансирования, управления и образовательных подходов», – подчеркнул он.
Поэтому важно не противопоставлять эти две системы, а стремиться к их гармоничному развитию, обеспечивая высокие стандарты обучения как в государственном, так и в частном секторе. Обе концепции имеют свои преимущества и недостатки, а выбор между частной и государственной школой зависит от потребностей семьи и доступности образовательных учреждений в конкретном регионе.
Отметим, что национальный проект «Комфортная школа», инициированный главой государства, ориентирован на ликвидацию аварийных школ и дефицита ученических мест, особенно в густонаселённых районах, где сохраняется проблема трёхсменного обучения. Он обеспечивает равные условия для всех школьников, независимо от уровня дохода семьи и региона проживания, и полностью бесплатен. Использование типовых проектов, механизмов ЕРС-контрактов и электронной платформы e-qurylys позволяет снизить затраты, ускорить строительство и сделать процесс максимально прозрачным.