Учиться в трехсменном режиме и в растянутых классах приходится современным школьникам. В тесноте и дискомфорте осваивать гранит науки непросто. В условиях дефицита ученических мест страдает качество учебного процесса. Недостаток СОШ в стране вызван сокращением количества таких учреждений. По данным Министерства просвещения, за годы Независимости их число в стране уменьшилось на 14,6%. А это, в свою очередь, связано с демографическими процессами, наблюдаемыми с 1991 года по 2016. За данный период контингент школьников по численности снизился на 9,6%. Но ситуация начала меняться – в 2008-2010 годах отметился тренд роста рождаемости. Бэби-бум того времени, соответственно, привел к резкому приросту численности школьников сегодня. Так, этот показатель в 2021 году превысил исходное значение 1991 года на 370 600 человек. В этой связи по поручению главы государства в стране реализуется Национальный проект «Комфортная школа». Подробности – в материале ИА El.kz.

Проблема недостатка ученических мест особенно остро стоит в городах в силу процесса урбанизации. 

«Исторически сложившейся особенностью казахстанского образования являются сельские школы. Из 6 942 дневных государственных школ, подведомственных местным исполнительным органам, более 70% расположены в сельской местности (1992 г. – 77,2%, 2021 г. – 74,3%). При этом доля обучающихся в сельских школах на 11,6% меньше, чем в городских. Всего в дневных государственных школах в 2021 году обучалось 3 436, 6 тысяч детей. Из них в сельской местности – 1 519 355 человек, или 44,2% и в городе – 1 917 253 чел, или 55,8%», - говорится в Национальном докладе «О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан».

Но и в сельской местности по причине устаревания основных фондов, социальной инфраструктуры, включая общеобразовательные учреждения, вопрос с обеспеченностью соответствующим всем нормам СОШ тоже существует.

В рамках пилотного Национального проекта «Комфортная школа» до 2025 года планируется возвести 401 объект СОШ. Единым оператором по его реализации определено АО «Samruk-Kazyna Construction».

Как сообщили El.kz в компании, согласно Постановлению правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года №963 «Об утверждении пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа» на реализацию Национального проекта из республиканского бюджета и Национального фонда в период 2023-2025 годы предусмотрено выделение 2 606 596 055 тысяч тенге. Из них в 2023 году планируется освоить 499 999 715 тысяч тенге, в 2024 году – 1 038 388 534 тысяч тенге, в 2025 году – 1 068 207 806 тысяч тенге.

В АО «Samruk-Kazyna Construction» раскрыли цифры и по стоимости одного ученического места. Она будет зависеть от того, на сколько учеников рассчитывается здание. Чем выше их количество предусматривается, тем ниже будут затраты. 

«Согласно постановлению правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года №963 «Об утверждении пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа» ориентировочная стоимость затрат на строительство в ценах 2022 года в зависимости от количества мест составляет: на 300 обучающихся – 8 392 тысячи тенге, на 600 обучающихся – 6 817 тысяч тенге; на 900 обучающихся – 5 392 тысячи тенге; на 1 200 обучающихся – 4 886 тысяч тенге; на 1 500 обучающихся – 4 271 тысяча тенге; на 2 000 обучающихся – 4 258 тысяч тенге; на 2 500 обучающихся – 3 692 тысячи тенге», - сообщили в едином операторе Нацпроекта.

Возводить учебные заведения будут подрядные организации, которые отбираются в ходе конкурсных процедур. Они проводятся в особом порядке, отметили в нацкомпании. Застройщики должны отвечать жестким квалификационным требованиям и порогам.

«В целях определения финансово устойчивых, стабильных и опытных потенциальных поставщиков в сфере строительства, организатором конкурса установлены определенные квалификационные требования. Во-первых, обязательно наличие лицензии на Строительно-монтажные работы (СМР) с соответствующими подвидами в зависимости от количества мест для школ 2500/2000/1500 - I категория, для школ 1200/900/600 - II категория, для школ вместимостью 300 мест - III категория. Вместе с тем установлены требования по опыту работы, а именно: опыт работы в сфере строительства социальных объектов для школ 2500/2000/1500 общий опыт работ в течение последних 10 лет, для школ 1200/900/600 в течение последних 5 лет, для школ вместимостью 300 мест в течение последних 3 лет. Наряду с этим учитываются площади введенных в эксплуатацию объектов за последние 5 лет (для школ вместимостью 2500/2000/1500 мест - не менее 75 000 квадратных метров, 1200/900/600 мест - не менее 35 000 квадратных метров, 300 мест - не менее 25 000 квадратных метров)», - сообщили в SKC. 

Объекты будут сдаваться «под ключ», то есть и строительство, и оснащение будут производить поставщики, выигравшие конкурс, согласно заданиям на проектирование средних общеобразовательных школ, разработанным Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК совместно с Министерством просвещения РК. Не будет отдельных лотов, к примеру, на поставку мебели, сантехники, интерактивного оборудования и так далее. Участникам закупок дали возможность объединяться в консорциумы для консолидации материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях выполнения работ по строительству и оснащению объектов.

В целом известно, что «комфортные школы» должны отвечать последним трендам образовательной среды. Они будут оснащены лабораториями, в числе которых будут STEM-лаборатории (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Дети смогут изучать в них работу 3D-принтеров, лазерно-гравировальных станков, погодной станции и электрических цепей. Предусматриваться также будут лаборатории для изучения нанотехнологий и биотехнологий, кабинеты робототехники, мастерские, компьютерные классы и предметные кабинеты. В распоряжении учеников будут электронные библиотеки и коворкинг-зоны, индивидуальные шкафчики, где они смогут оставлять учебники. Интерьер образовательных учреждений должен отвечать современным стандартам. СОШ будут делиться на блоки для младших и старших классов с собственными спортзалами и столовыми. На объектах будут установлены системы видеонаблюдения и безопасности. Учебные заведения будут обеспечены высокоскоростным Интернетом. Кроме того, в них должна быть создана безбарьерная среда для детей с особенными потребностями.

Большие дискуссии вызывал вопрос, какие строительные материалы должны использоваться при строительстве «Комфортных школ». По данным Samruk-Kazyna Construction, в рамках Нацпроекта предусматривается преимущественный закуп у отечественных товаропроизводителей (ОТП).

«По условиям договора на стадии строительно-монтажных работ подрядчики несут ответственность за закупку материалов и оборудования. Это означает, что они должны самостоятельно осуществлять закупку. При закупке товаров у отечественных производителей, подрядчики обязаны следить за наличием сертификата о происхождении товара формы «СТ-KZ». Этот сертификат является официальным документом, который подтверждает страну происхождения товара. Важность этого сертификата заключается в том, что он гарантирует соответствие товара требованиям и стандартам, установленным в стране происхождения, и предотвращает использование поддельных или контрафактных товаров в проекте», - сообщили в едином операторе. 

В компании отметили, что Единый оператор совместно с НПП «Атамекен» проводили встречи, выставки, переговоры и разъяснительные работы с казахстанскими товаропроизводителями по участию в реализации национального пилотного проекта «Комфортная школа». Общая доля KPI в разрезе товаров ОТП по внутристрановой ценности, то есть казсодержанию, будет определена после разработки проектно-сметной документации.

«Строительные материалы и продукция будут применяться в проекте локально с учетом предпочитаемых местных товаропроизводителей относительно каждого региона. Главное, чтобы цена соответствовала качеству», - подчеркнули в SKC.

Стоит отметить, на сегодня уже определены застройщики по строительству 118 школ, которые будут возводиться в 20 регионах страны. 

Заместитель директора Центра АО «Институт экономических исследований» (ERI) Сауле Самекина считает, что проект «Комфортная школа» - хорошая попытка по решению проблемы трехсменного образования и аварийности школ. Однако, по ее мнению, необходимо также учитывать потребность в модернизации уже имеющихся образовательных объектов.

«Безусловно, проблемы этих школ частично будут решены за счет местных бюджетов и проекта «Ауыл - Ел бесігі». Однако по новым ГОСО они навряд ли будут модернизированы и доведены до уровня «комфортная школа» ввиду ограниченности финансовых ресурсов», - считает Cауле Самекина.

Другой момент – это кадровый дефицит и качество преподавания. В рамках Системы региональных стандартов был выявлен дефицит педагогических кадров по стране, величина которого достигла почти 18 тысяч. «Создание «достойных условий для обучения и всестороннего развития» не должно ограничиваться только обеспечением зданий «под ключ», построенным по параметрам обновленного ГОСО. Правительству следует задаться вопросом по имеющимся школам, кадровой потребности и качеству преподавания в них», - подытожила эксперт.

https://el.kz/ru/komfortnye-shkoly-chto-trebuyut-ot-zastroyschikov_79691/

Блог Председателя